Экологическое образование для всех: содержание, методы, формы

Краткий библиографический указатель (1990—1997)


Содержание

2.2 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ, ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

  1. АКТУАЛЬНЫЕ вопросы природопользования  и экологической культуры на Камчатке: Тез. докл. 1 Регион. науч.-практ. конф. по вопр. рационал. природопользования, экол. культуре на Камчатке. Петропавловск-Камчатский, 1994. 113 с.
  2.  
  3. АЛЕЕВ И. Экологическая этика — этика жизни // Татарстан. Казань, 1997. № 8. С. 41-51.
  4.  
  5. АФАНАСЬЕВА Л.А., ЗОДБОЕВА З.Ц. АФАНАСЬЕВ К.А. Бурятская мифология как генетическая основа современного экологического сознания // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском ре-гионе. Улан-Удэ, 1993. С. 31-33.
  6.  
  7. БАКТИГУЛОВ А.Б., ПАНЧЕНКО А.М. Формы и методы экологического образования в средней и высшей школе в западном регионе Казахстана (Уральская область) // География и культура: Материалы к 9-му съезду Геогр. о-ва СССР. Л., 1990. С. 78.
  8.  
  9. БАЛХАНОВ В.А. Научная картина мира, гуманитаризация и экологизация образования // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 10-15.
  10.  
  11. БАТОРОЕВА М.К. Экологическая культура и фольклор // Изв. СО РАН. История, филология и философия. 1993. С. 19-23.
  12.  
  13. БГАНБА В. Культурно-ценностные аспекты отношения к природе // Демократизация культуры и новое мышление. М., 1992. С. 70-81.
  14.  
  15. БГАНБА В.Р. Становление экологической этики // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина за 1991 г., посвящ. 120-летию основания университета. М.: Прометей, 1992. С. 176-178.
  16.  
  17. БГАНБА В.Р. Экология и мораль. Сухуми: Алашара, 1991. 85 с.
    Анализ ценностно-мировоззренческих и концептуальных оснований экологической этики.
  18.  
  19. БГАНБА В.Р. Экология, политика, мораль // Человек. Общество. Этика. М., 1990. С. 297-305.
  20.  
  21. БГАНБА-ЦЕРЕРА В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы / Рос. акад. управления, Гуманит. центр. М.: РАУ, 1992. 148 с. Библиогр.: с. 133-147.
  22.  
  23. БГАНБА-ЦЕРЕРА В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения. М., 1993. 77 с. Библиогр.: с. 55-61, 77.
  24.  
  25. БЕЛОУСОВ П.А. Мифопоэтический элемент экологического сознания // Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии ХХ века. Иваново, 1994. С. 192-193.
  26.  
  27. БЕЛОУСОВ П.А. Экологическая культура и массовое сознание // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции: Тез. [докл. конф.]. М., 1990. Ч. 2, 3. С. 52-54.
  28.  
  29. БОГАЧЕВ В.Ф. Концепция экологического образования и воспитания в Санкт-Петербургском регионе // 2 Международная конференция по экологическому образованию „Между школой и университетом“: Тез. докл. Тула, 1996. С. 268-270.
  30.  
  31. БУКИН С.С., ДОЛГОЛЮК А.А. Экологическое сознание населения Сибири: проблемы и первые итоги изучения : [По материалам социол. исслед.] // Изв. Сиб. отд-ния  Рос. АН. История, филология и философия. 1993. Вып.1. С. 23-27.
  32.  
  33. БУХАРОВА Е.В., ПРОТАСОВА П.В., САНЖИЦЫРЕНОВА Р.К. Роль музея природы Бурятии в экологическом воспитании населения // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 69-74. 
  34. ВАСИЛЕВСКАЯ Э.В., КОЖИХОВ О.В. Экологическое воспитание в условиях индустриального освоения Сибири // Изв. Сиб. отд-ния  Рос. АН.  История, филология и философия. 1993. Вып. 1. С. 34-37.
  35.  
  36. ВОХМЕНЦЕВА Л.Д. Музей как центр экологического образования и воспитания // Земля Кург.: прошлое и настоящее. 1995. № 12. С. 51-53.
  37.  
  38. ДАГБАЕВ Э.Д. Средства массовой информации и национально-экологическое сознание // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 59-61.
  39.  
  40. ДЗЯТКОВСКАЯ Е.Н., ДЗЯТКОВСКИЙ Д.К. Экологическое образование как составляющая региональной системы социализации и воспитания личности // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 58-62. Библиогр.: 9 назв.
  41.  
  42. ДМИТРИЕВ А.В., КОНСТАНТИНОВА Г.А. О повышении роли музеев в экологическом образовании и воспитании // Экол. вестн. Чувашии. 1995. № 10. С. 139-142.
  43.  
  44. ДМИТРИЕВА Л. Две модели экологического образования [В Амурской области] // Нар. образование. М., 1998. № 1. С. 178-181.
  45.  
  46. ДРУЖИНИН А.Г. „Географичность“ экологической культуры: причины, проявления, следствия // Территория и общество. Пермь, 1992. С. 31-39. Биб-лиогр.: 16 назв.
  47.  
  48. ЕРМОЛИН Б.В. Природоохранительная подготовка учителей географии и биологии с учетом экологической ситуации в Архангельской области // Совершенствование профессиональной подготовки учителя в вузах Севера. Архангельск, 1990. С. 57-63.
  49.  
  50. ЗАЙЦЕВ В.Н. О ценностных основаниях человеческой деятельности // Философия и экологическая проблема. М., 1990. С. 159-172.
    Обоснование необходимости переориентации социально-культурных  структур для обеспечения сохранения природы.
  51.  
  52. ЗАМБАЛОВА Т.Д. Традиции экологического воспитания в народной педагогике бурят // К проблемам обучения: (Сб. аспирант. ст.). М., 1992. С. 156-164.
  53.  
  54. ЗЕЛЕНКОВ А.И. Приоритеты экологического образования и транскультурные взаимодействия // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Тез.докл. респ. науч.-практ. конф. Минск, 1992. С. 6-8.
  55.  
  56. КААПКЕ Г. Роль коренных народов в создании экологического будущего: [Ст. из США] // Экологическое образование и воспитание. Пути решения про-блемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 54-58.
  57.  
  58. КАРПОВ В. Экология: поучиться у предков наших // Волга. 1990, № 8. С. 154-164.
  59.  
  60. КОНЦЕПТУАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ основы организации и программа развития непрерывного экологического образования в Удмуртской Республике. Ижевск: Изд-во ИжГПУ, 1995. 26 с.
  61.  
  62. КОНЦЕПЦИЯ национальных школ Республики Алтай: Сб. Горно-Алтайск, 1993. 84 с. Из содерж.: Экологическое образование и воспитание. С. 79-83.
  63.  
  64. КРЯНЕВА Т.В. Вопросы экологии и изучение отечественной истории // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 43-47.
  65.  
  66. КУРАЖКОВСКИЙ Ю.Н. Экология сибирской культуры: [Вопр. природопользования] // Земля сиб., дальневост. 1991. № 8. С. 37-38.
  67.  
  68. ЛОПАТИНА Г.Б. Воспитание экологической культуры // Программа развития высшего образования в Республике Коми. Сыктывкар, 1994. С. 64-67.
  69.  
  70. МАКСИМОВА И.Е. Традиционные приемы экологического воспитания детей у коренных народов Томской области // Экология и человек: Тез. докл. III регион. конф. учащихся и учителей сред. шк. Томск, 1996. С. 104-105.
  71.  
  72. МАМИРОВА К.Н. Национальные традиции и обычаи в эколого-географическом образовании [школьников] // Геогр. в шк. 1993. № 6. С. 57-58.
  73.  
  74. МАНГАСАРЯН В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Автореф. дис... канд. филос. наук. СПб., 1992. 
    Традиции исследуются как универсальный механизм накопления передачи  экокультурного опыта. Исследованы особенности становления современной экологической культуры.
  75.  
  76. МАРКОВ Ю.Г. Экология Сибири в системе межнациональных отношений // Изв. Сиб. отд-ния Рос. АН. История, филология и философия. 1993. Вып. 1. С. 8-13.
  77.  
  78. МАТОЧКИН Е.П. Сибирь: проблемы экологии и культуры // Изв. Сиб. отд-ния Рос. АН. История, филология и философия. 1993. Вып. 1. С. 14-18.
  79.  
  80. МОЖЕЙКО М.А. Массовое сознание постчернобыльского периода и перспективы экологического образования в Белоруссии // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Минск, 1992. С. 20-22.
  81.  
  82. МОЛЧАНОВ Б.А. Культура и экологические традиции народов Севера // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 377-380.
  83.  
  84. МОРОХОЕВА З.П. О проекте создания системы экологического воспитания в регионе озера Байкал // Человек у Байкала и среда его обитания. Улан-Удэ, 1991. С. 60-65.
  85.  
  86. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ особенности экологического образования и воспитания: Межрегион. науч.-практ. конф.: Тез. докл. Улан-Удэ: ТОО „Олзон“, 1995. 177с.
  87.  
  88. НЕГРОБОВ О.П. Система регионального непрерывного экологического образования // Природные ресурсы Воронежской области, их воспроизводство, мониторинг и охрана. Воронеж, 1995. С. 238-240.
  89.  
  90. ОЛЕЙНИКОВ Ю.В. Этические проблемы экологического воспитания // К экологической цивилизации. М., 1993. С. 97-105.
  91.  
  92. ОЛЬШЕВСКИЙ М.В., ОРЛИН Н.А., СЫСОЕВ Э.П. Концептуальная программа экологического воспитания и образования для Владимирской области и пути ее реализации // 15-й Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. Минск, 1993. Т. 3. С. 8-9.
  93.  
  94. ОПЫТ практической реализации проблемы экологического воспитания и образования в Байкальском регионе / А.К. Тулохонов, Н.Ж. Дагбаева, Э.П. Нархинова, А.Б. Иметхенов // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 98-103.
  95.  
  96. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ Ю. Проблемы глобальной экологии и экологического образования в России и Татарстане // Татарстан. 1997. № 10. С. 15-20 Библиогр.: 7 назв.
  97.  
  98. ПРИЛЬ Л.Н. В гармонии с природой: мироощущение старообрядца // Экология и человек: Тез. докл. III регион. конф. учащихся и учителей сред. шк. Томск, 1996. С. 105-106. Библиогр.: 3 назв.
  99.  
  100. ПРИСНЫЙ А.В., КУРИЛЕНКО Н.И. Методологические подходы к разработке концепции регионального непрерывного образования // Науч. ведомости БГУ. 1996. № 3. С. 20-37. Библиогр.: 5 назв.
  101.  
  102. ПРОБЛЕМЫ биологии и экологии Алтайского региона: Изв. Алт. отдела Русского географического общества РАН. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. Вып. 18. 88 с. 
    Содержатся работы по проблемам геоэкологии, экологии человека и вопросы экологического воспитания.
  103.  
  104. ПРОБЛЕМЫ экологии и экологического образования Челябинской области: [Тез. докл. конф.]. Миасс: ИГЗ, 1997. 158 с.
  105.  
  106. ПРОБЛЕМЫ экологии Томской области: Тез. докл. регион. конф. Томск: ТГУ, 1992. Т. 1: Общие вопросы экологии, экология человека, экология природных комплексов. 1992. 148 с.; Т. 2: Экология производства, экологический мониторинг. 1992. 110 с.
  107.  
  108. ПРОБЛЕМЫ экологического образования и воспитания: организационно-методические основы реализации программы охраны окружающей среды города Томска / [В.А. Ананьев, В.В. Байковский, В.В. Бордунов и др.]. Томск: Б.И., 1991. 284 с. Библиогр.: с. 274-283.
  109.  
  110. РАМАЗАНОВА Ф.Ф. Современное состояние экологического сознания в Республике Башкорстан: (Некоторые итоги социол. исслед.): Препр. докл. Уфа: УНЦ РАН, 1993. 26 с.
  111.  
  112. СИЛАКОВ Е.С. Изучение русской славянской мифологии как одно из средств формирования экологической культуры // Международный экологический форум „Современные экологические проблемы провинции“. Курск, 1995. С. 216-217.
  113.  
  114. СИМКИН Г.Н. Экология, этносы и культура... // Человек. 1990. № 6. С. 38-50.
  115.  
  116. СМИРНОВ Л.Е. Экологическая этика и образование // Вестн. Санкт-Пе-терб. ун-та. Сер. 7, Геология, география. 1995. Вып. 4. С. 90-99. Библиогр.: 5 назв.
  117.  
  118. СОЛОВЬЕВА Н.В., НАСТЯВИН И.М. Экологическая культура и проблемы образования в Республике Татарстан // Материалы постоянно-действующего семинара „Федерализм: проблемы формирования“. Казань, 1994. С. 146-149.
  119.  
  120. ТЕБИЕВА Д.И. Экологическая культура — важнейший аспект развития общества // Национально-этнические аспекты социального развития: Бюлл. науч. исслед. в рамках рос. программы „Народы России: возрождение и развитие“. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992. С. 93-95.
  121.  
  122. ТИХОНОВА А.Е. Некоторые аспекты становления и развития экологического образования в Хабаровском крае // Материалы конференции по подготовке к Всероссийскому съезду по охране природы.Хабаровск, 1995. С. 47-48.
  123.  
  124. ТОЛСТИХИН О.Н. Экологическое образование в Республике Саха (Якутия): реалии, задачи, перспективы // Наука и образование. 1996. № 3. С. 108-114. 
    Четыре уровня знаний в системе экологического образования. Непрерывность экологического образования.
  125.  
  126. ТЮРОКАНОВ А.Н., АНДРЕЕВ А.Е. Роль парков в экологическом воспитании и образовании // Зеленый крест. 1995. № 4. С. 42-43.
  127.  
  128. УСМАНОВА М.С. Природные и культурные объекты в традиционном мировоззрении тюрков Южной Сибири // Экология и человек: Тез. докл. III регион. конф. учащихся и учителей сред. шк. Томск, 1996. С. 103-104.
  129.  
  130. ФЛОРЯ В.И. Совершенствование деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / МГИК. М., 1992. 20 с.
  131.  
  132. ХАНТАШКЕЕВА Т.В. Роль природно-заповедных территорий в экологическом воспитании // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе. Улан-Удэ, 1993. С. 33-38.
  133.  
  134. ЧИКАЧЕВ А.Г. Экологические традиции жителей Русского Устья // Наука и образование. 1997. № (7). С. 137-138. Библиогр.: с. 138.
  135.  
  136. ШЕВЦОВ М.Н. Состояние и перспективы экологического образования в Хабаровском крае // Материалы конференции по подготовке к Всероссийскому съезду по охране природы. Хабаровск, 1995. С. 25-26.
  137.  
  138. ШЕВЧЕНКО А.В. Состояние окружающей среды Мурманской области и задачи экологического образования // Экология и здоровье: Тез. докл. Пенза, 1993. Ч. 1. С. 24-25.
  139.  
  140. ШЕУДЖЕН К.У., ГОРЧАРУК Л.Г. Традиции, культура и охрана окружающей среды // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Материалы первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп, 1994. С. 288-295. 
    Необходимость экологического воспитания учащихся.
  141.  
  142. ШЛЯПНИКОВА М.Н. Экологическое образование в структуре подготовки кадров социальных работников [В Волгоградской области] // Социальная работа: формы, функции, подготовка кадров. Волгоград, 1997. С. 198-201.
  143.  
  144. ШУ Ш.С., ГОРЧАРУК Л.Г. Вопросы экологии в традициях народов Адыгеи // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Материалы первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп, 1994. С. 296-305. 
    Организация экологического воспитания детей в детских садах и школах Адыгеи.
  145.  
  146. ЩЕРБАКОВА Г.А. Экологическая культура: традиции и инновации // Человек в социокультурном мире: Науч. конф. гуманит. учеб.-науч. центра Саратов. гос. техн. ун-та: Тез. докл. Саратов, 1995. С. 17-18. 
    Обращение к традициям экологического характера.
  147.  
  148. ЭЗИМОВА О.С. Общефилософские основы экологического гуманизма Махтумкули. М.: Б.и., 1992. 18 с. Библиогр.: 14 назв.
  149.  
  150. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование и воспитание // Экология, здоровье и природопользование. Саратов, 1997. С. 102-121. 
    В средних и высших учебных заведениях Саратовской области.
  151.  
  152. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование и воспитание в Нижегородской области: (Материалы IV науч.-практ. конф.). Н. Новгород: ННГУ, 1997. 109 с.
  153.  
  154. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе: Материалы междунар. конф. Улан-Удэ, 1993. 108 с.
  155.  
  156. ЮРКИНА Е.В., АНДРОСОВ Г.К. Лаборатория „Экология Севера“ // Актуальные проблемы формирования экологической культуры специалиста: Тез. докл. респ. науч.-метод. конф. Петрозаводск, 1991. С. 85-86.
  157.  
  158. ЯВЧУНОВСКАЯ Р.А. Социальная экология этносов: (Филос. анализ). М., 1995. 137 с. Библиогр.: с. 129-136.

См. также № 43, 62, 63, 108, 113, 116, 121, 130, 139, 142, 145, 153, 160, 175, 176, 213, 223, 235, 242, 244, 270, 290, 302, 309, 314, 322, 367, 459, 528, 646, 651, 741, 789, 831, 840, 873, 878, 885, 895, 897, 898, 907, 955, 1000, 1002, 1003, 1005, 1010, 1019, 1940, 1041, 1045, 1047, 1055, 1086, 1092, 1178, 1248, 1254, 1296, 1488, 1616, 1627, 1629, 1630, 1658, 1686, 1706, 1733, 1734, 1735, 1739, 1782, 1785.