RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Отдел обслуживания

Заведующий отделом: Шуберт Вероника Дмитриевна
Телефон: 78-51-10
E-mail: haritonova@lib.tsu.ru
Расположение: новое здание библиотеки, 2-й этаж, к. № 44

 

В структуре отдела:

Международный ресурсный центр

Сектор продвижения коллекций

Сектор читальных залов

Сектор электронной выдачи, учета и анализа

 

Основные направления деятельности

Информационно-библиотечное обеспечение учебной и научно-исследовательской деятельности Томского государственного университета:

  • Оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей документами и электронными ресурсами дифференцированно, по различным отраслям знаний и видам изданий, в читальных залах и на абонементах.
  • Консультирование пользователей, выполнение всех видов справок.
  • Взаимодействие с факультетами, кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями университета с целью информирования об услугах, ресурсах библиотеки и продвижения услуг, а также информационного сопровождения учебных, инновационных и научных работ:
  • индивидуальное информационное обслуживание преподавателей, сотрудников и аспирантов,
  • предоставление сведений о новых поступлениях, об имеющихся в библиотеке электронных ресурсах, о порядке доступа к ним;
  • электронная доставка документов и услуги МБА.

Мониторинг информационных потребностей пользователей.

 

Основные услуги (бесплатные)

- Запись пользователей в библиотеку, оформление, выдача и продление читательских билетов.

- Предоставление документов по запросам пользователей.

- Копирование (сохранение) информации из баз данных (при соблюдении условий лицензионного договора или норм авторского права) на электронные носители пользователей.

- Выполнение библиографических и фактографических запросов пользователей.

- Проведение индивидуальных консультаций по поиску и использованию источников информации, в том числе по электронным ресурсам.

- Помощь в присвоении УДК выпускным студенческим работам.

- Виртуальная справочная служба.

- Информирование преподавателей и аспирантов о библиотечных услугах путем электронной рассылки информации, встреч на кафедрах.

- Организация и проведение выставок, встреч с пользователями, массовых мероприятий, обзоров, экскурсий.

Дополнительные услуги (платные)

  • Копирование документов из фондов библиотеки.
  • Распечатка документов на принтере.
  • Сканирование документов из фондов библиотеки.

 

Историческая справка

Отдел обслуживания как структурное подразделение библиотеки был создан в 1961 году. До этого времени обслуживание пользователей осуществлялось в двух читальных залах, студенческом и научном, и на абонементе.

Создание отдела положило начало организации системы отраслевого обслуживания пользователей. В течение 10 лет было организовано 3 учебно-отраслевых филиала, с читальным залом и абонементом каждый, и 4 читальных зала при студенческих общежитиях.

В 1978 году, после ввода в эксплуатацию нового здания, учебные библиотеки и читальные залы были размещены преимущественно в нем. Одновременно был организован ряд новых читальных залов: зал газет, зал общественно-политической литературы, зал для чтения микрофильмов, зал журналов, фонд которого впервые в библиотеке был представлен в открытом доступе.

Конец 90-х знаменуется кардинальными изменениями в системе обслуживания пользователей, когда библиотека получила грант по программе, финансируемой Европейским Союзом, стала участницей проекта «Развитие управления библиотекой», занялась стратегическим планированием и приступила к внедрению автоматизированной библиотечной системы VTLS. В 1996 году было положено начало поэтапной подготовки отраслевых читальных залов к работе в условиях открытого доступа, объединению отраслевых учебных абонементов в одно подразделение с электронной выдачей документов.

В период с 1997 по 2007 год организовано 4 отраслевых читальных зала с открытым доступом: зал литературы по социально-философским наукам, зал литературы по историческим и филологическим наукам. Художественная литература, зал литературы по экономическим и юридическим наукам, зал литературы по естественным, физико-математическим и техническим наукам. В структуру отдела введены американский информационный центр и немецкий читальный зал. Создана база данных читателей НБ, проведена замена читательских билетов старого образца на пластиковую карточку, организован автоматизированный контроль входа читателей в библиотеку.

Начиная с 2005 года, отдел проводит изучение мнения пользователей по различным вопросам библиотечно-информационного обслуживания.

В 2014 году представлена целевая модель развития отдела, в которой определены «точки роста» отдела, в том числе: трансформация и модернизация традиционных форм библиотечно-информационного обслуживания на основе применения передовых IT-технологий, в соответствии с целями и задачами стратегического развития университета, меняющимися информационными потребностями пользователей; сделан акцент на взаимодействие в виртуальной среде; организацию активного целенаправленного процесса продвижения информации к пользователю, основанного на опережающем развитии разнообразия форм и методов ее получения, преобразования, хранения и доставки на рабочее место пользователя с помощью современных телекоммуникационных систем и технологий.

В рамках концепции развития пространства НБ ТГУ, а также после проведения исследования «Пользователи вузовской библиотеки об организации библиотечного пространства» в структуре отдела организован информационный центр 24/7, в котором круглосуточно представлен доступ к информационным ресурсам, есть «тихие» места для индивидуальной работы и отдыха, а также коворкинговые зоны для общения.

В настоящее время в штате отдела 40 сотрудников.

Яндекс.Метрика