Новости30 сентября 2021
На секции библиотек высших учебных заведений РБА в Томске обсудили перспективы трансформации отрасли
27 сентября в Томском государственном университете (ТГУ) состоялось заседание секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации (РБА). Оно проходило в смешанном формате: 25 участников присутствовали очно и около ста подключились онлайн, представляя более 50 вузов России. В дискуссии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова. В центре внимания было обсуждение стратегических вопросов развития вузовских библиотек в условиях цифровой трансформации науки и высшего образования России. Максимальная включенность участников, проблемность, эмоциональность характеризовали атмосферу этого заседания. В приветственном слове заместитель министра подчеркнул необходимость выработки общей позиции вузовских библиотек в процессе изменений: «В многочисленных поездках мы видим, как в вопросах преобразования библиотек каждый университет ищет ответы на свой лад. Многообразие прекрасно на этапе поиска, сейчас нужно общее видение, чтобы сообщество вузовских библиотек определило ключевые моменты своего развития. Министерству как регулятору очень важно, чтобы мы пришли к общему видению. На этом и будет основана включенность министерства в процесс трансформации либо на уровне рекомендаций, либо на уровне нормативной рамки. Смогут ли научные библиотеки стать полноценными участниками научно-образовательного процесса, а не только сервисами, которые помогают, вот здесь возникает развилка. И важно выйти на системное решение». Особенное место университетских библиотек выделила заместитель губернатора Томской области Людмила Огородова: «В Томске библиотеки вузов являются лицом города, это точка притяжения, центр рождения новый идей и знаний. Многие знаковые заседания и встречи власть проводит в библиотеках. Сейчас очень важно на изломе возрастном, технологическом сохранить традиции чтения. Ведь когнитивные функции развиваются тогда, когда я читаю и держу книгу в руках. А это уже вопрос сохранения и развития интеллектуального потенциала нации». Ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что министерство впервые обратило внимание на такую важную часть жизни университета: «Библиотека всегда была центром жизни университета, она сама является научным подразделением. Один из первых лидерских проектов в нашем университете был именно в библиотеке. Сегодня библиотека наряду со своими традиционными функциями превращается в центр коммуникаций. В университете должны развиваться новые форматы коммуникаций, мы хотим, чтобы нужные университету сообщества «жили» в библиотеке. Библиотека – одна из основных площадок в реализации третьей роли университета, и в ближайшем будущем она может стать центром толерантности». В своем докладе «Вузовская библиотека 2030: концепция развития и направления работы секции библиотек высших учебных заведений РБА» председатель секции библиотек высших учебных заведений РБА, директор института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель выделил главный признак проблемного поля высшего образования: экспоненциальный рост знаний и технологий VS готовность человека продуктивно действовать в новой ситуации. По мнению Михаила Олеговича, ответом на этот вызов может стать проектирование гибридного научно-образовательного пространства на основе данных об информационном поведении. Проектные усилия должны быть сосредоточены по трем направлениям: развитие инфраструктуры открытой науки; Blended Learning - информационное поведение студентов, преподавателей, исследователей; «синхронизация» физического и виртуального пространства университетов. Значимым шагом на пути решения ключевых проблем университетских библиотек, который предложил докладчик, может стать создание под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ координационного совета по развитию университетских библиотек и отрасли научных коммуникаций На платформенных решениях для библиотек в контексте стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования остановился директор Научной библиотеки ТГУ Артём Васильев. Он очертил круг проблем в сфере цифровизации системы научных коммуникаций в России и поделился опытом проекта «Библиотеки Большого Томского университета» как модели региональной интеграции вузовских и академических библиотек, направленной на пересборку библиотечно-информационного пространства г. Томска под задачи формирования научно-образовательного центра мирового уровня и усиления конкурентоспособности региона. В качестве дальнейшей интеграции вузовских библиотек Артем Викторович представил пилотный проект по разработке единой библиотечной информационно-аналитической платформы на базе облачных технологий. Участниками проекта станут шесть томских вузов, а также Сибирский федеральный университет (Красноярск) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Москва). «Проблема подготовки кадров стала основной темой выступления «Кадры для трансформации: как подготовить отрасль к рывку?» члена постоянного комитета секции библиотек высших учебных заведений РБА Вадима Курпакова. По мнению докладчика, среди задач современной университетской библиотеки стратегическую роль играет интеграция российской науки и образования в мировое информационное пространство, требующая от сотрудников принципиально иных, не свойственных традиционной библиотечной деятельности компетенций. Комплекс срочных мер по созданию условий для формирования «кадрового ядра» включает в себя три составляющие: разработку нормативов для кадрового обеспечения системы научных коммуникаций; проведение всеобъемлющего исследования информационно-библиотечной отрасли и создание единой системы ее мониторинга; разработку KPI, отражающих деятельность вуза в сфере научных коммуникаций. В завершении заседания заместитель министра поблагодарил за содержательный разговор, выразил готовность создать и возглавить межведомственную рабочую группу вузовских библиотек при Министерстве Науки и высшего образования, активно сотрудничать с секцией вузовских библиотек РБА, Ассоциацией производителей и пользователей образовательных ресурсов. Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что важно перевести эмоциональную дискуссию в профессиональное решение и предложил вузовским библиотекам начать формирование проблемных групп, которые обобщат предложения участников по трансформации отрасли в нескольких направлениях – клиенты, сервисы, технологии, ресурсы, кадры, – обращая особое внимание на клиента: «Нужно определяться, не что сейчас нужно делать библиотекам вообще, а что делать, исходя из потребностей пользователя, что будет из этого вырастать». Как заметил заместитель министра, следующим большим обсуждением с его участием станут проблемы университетских музеев, их задачи и функционал.
RSS подписка на новости Научной библиотеки
|