Новости30 июня 2023
Как реставрируют книжные памятники
Специалисты Регионального центра консервации документов (РЦКД) реставрируют редкое издание «Басен» французского поэта Жана де Лафонтена (1621–1695), вышедшее в середине XVIII века тиражом всего в тысячу экземпляров. Это роскошное четырехтомное издание, напечатанное на дорогой веленевой бумаге, в малиновом сафьяновом переплёте с золотым линейным тиснением по краю и с золотым обрезом, знаменито ещё и тем, что в нём использованы иллюстрации французского художника-анималиста и гравёра Жана Батиста Удри (1668–1755). Оно поступило в библиотеку в составе книжного собрания графа Григория Александровича Строганова (1770–1857), которое было передано его сыновьями Александром и Сергеем в дар первому сибирскому университету. Но, к сожалению, не все сокровища книжной культуры на протяжении веков сохраняют свой первозданный вид. Так произошло и с томами «Басен» Лафонтена из Строгановской библиотеки. – В 1880 году при распаковке прибывших в Томск ящиков с подаренным книжным собранием обнаружилось, что часть книг пострадала от сырости, что было отмечено в первом печатном каталоге библиотеки, – пояснила ведущий библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников Ольга Крупцева. – Два из четырёх роскошных томов получили серьёзные повреждения, в таком виде они находились на хранении в фонде более сотни лет. К реставрации повреждённого сыростью шедевра полиграфического искусства XVIII века приступили в 2014 году. Часть отреставрированных гравюр к басням были представлены в 2018 году в Томском областном художественном музее на выставке «От берегов Темзы до вершин Алтая», приуроченной к 140-летию Томского университета. Как ведется дальнейшая реставрация издания «Басен», мы расскажем в публикациях, раскрывающих подробно сложные и кропотливые процессы устранения повреждений и восстановления книжного памятника, целью которых является сохранение его исторической, художественной и информационной ценности. – Поступившее на реставрацию иллюстрированное издание «Басен» Лафонтена сильно пострадало от влаги, – пояснила заведующая сектором реставрации и консервации документов, художник-реставратор 1 категории Вероника Журавлева. – Разрушен переплет, пожелтевшие гравюры деформированы, с многочисленными водными затеками и сквозными пигментальными пятнами. На страницах многочисленные разрывы, повреждения микроорганизмами, утрата бумажной основы, а в отдельных местах – сцементирование бумаги. Началом работы с каждым поступающим на реставрацию документом становится обсуждение программы и составление коллективом специалистов реставрационного задания, которое учитывает конкретные особенности данного книжного памятника. Все последующие действия реставратора и результаты работы заносят в реставрационный паспорт: описывают состояние и степень разрушения документа до реставрационных работ, его пораженность, задание по реставрации, описание выполненных работ и рецептуру применяемых материалов. На каждом этапе – до реставрации, в её процессе и после неё – специалисты ведут фотосъемку. На дореставрационном этапе проводят предварительные лабораторные исследования – они позволяют выбрать способ реставрации и принять решение о выборе тех или иных реактивов. Перед тем как разброшюровать и расплести книжный блок, специалисты пронумеровывают все его листы, чтобы потом восстановить их последовательность после реставрации. Непосредственно реставрационные мероприятия начинаются с механической очистки листов от поверхностных загрязнений: ослабленную бумагу очищают от загрязнений и пыли мягкими щетками и кистями, ватными тампонами, скальпелем и резиновой крошкой. Промывка – одна из обязательных обработок при реставрации документа. В её процессе происходит механическое вымывание нерастворимых в воде загрязнений. Повышается белизна бумаги, полностью или частично устраняются водяные затеки. – Мы промываем гравюры в кювете на подложке из холитекса, – комментирует Вероника Журавлева. – В ванну размером больше загрязненного листа наливам дистиллированную воду и опускаем на поверхность воды холитекс. На него кладем загрязненный лист и, используя ватный тампон либо кисть, слегка равномерно увлажняем. Такая промывка проводится в несколько этапов и чередуется с тампонированием на оргстекле. Химическую очистку бумаги проводят только в том случае, когда это крайне необходимо, по решению реставрационного совета. Локальная химическая обработка гравюр проводилась поочередным применением разных растворов методом тампонирования. Она позволила снизить пожелтение, локально удалить пигментацию участков, возникающую из-за поражения бумаги плесневыми грибами. После такой обработки проводилась тщательная промывка реставрируемых листов до нейтральной реакции по универсальному индикатору. О других этапах процесса реставрации гравюр к «Басням» Лафонтена – в нашей следующей публикации. RSS подписка на новости Научной библиотеки
|